На протяжении веков, в системах боевых искусств, Будо развивало не зависимость от физической силы, а, скорее, психологические и физические методы максимизации своей энергии и силы. Практика Будо повышает умственную силу человека, её уровень и масштаб, таким образом, что потенциально дает практикующему возможность управления противником без физического противостояния. Будо является основой физических дисциплин, преследующих цель: победа без боя.
В Японии, гражданские войны часто вспыхивали после Восстания Тэнгё в 940-х годах нашей эры. В периоды внешних конфликтов было разработано несколько методов борьбы использующих верховую езду, стрельбу из лука, алебарду, пики, фехтование, а также стратегии битв. Появление огнестрельного оружия в 1543 году усилило эволюцию боевых систем. Традиционные лакированные панцири из дерева и кожи были признаны устаревшими и, без этих тяжёлых нарядов, воины получили возможность использовать быстрые и сложные техники, во время рукопашного боя.
В начале 17-го века, Токугава Иэясу установил единовластие в Японии, после чего серьезных войн не было в течение 250 лет. Хотя японские боевые приемы разрабатывались для групповых боев, во время сёгуната Токугава они стали изучаться как виды индивидуального боя. Известными экспертами различных боевых систем были созданы и развиты техники, использующие не только мышечную силу, но и психические и физические стратегии и методы, в рамках систематически организованных схем обучения. В результате, средототочия этих систематизированных знаний превратились в разные школы боевых искусств.
Эти боевые приемы применялись в качестве фундаментального образования, в основном, в самурайских семьях, в то время как преимущества боевых искусств изучались в различных научных областях. В эпоху Канъэй (1624-1643), религиозные ученые сфокусировались на духовных преимуществах боевых искусств, которые они считали философией.
Конфуцианцство считало боевые искусства способом подготовки людей, ведущим к созданию сильной нации. Медицинские исследователи открыли ценность боевых искусств как формы физического воспитания. Академические подходы стали частью изучения боевых искусств. Благодаря этим процессам, боевые искусства стали большим явлением, чем просто набор своих техник. Они были заново открыты как путь (До) создания цельного характера, посредством изучения боевых приемов (Бу). В связи с этим, боевые искусства развивались и как культурный феномен.
Будо как искусство
Техники Будо выполняются при «Кё» – состоянии психической и физической нестабильности и незащищённости – происходящего у оппонента между его движениями. Это открывает возможность для перехвата действий оппонента, которая может быть реализована только тем, кто обучен пониманию и созданию таких моментов. Для того чтобы «поймать» эту крохотную возможность и применить технику, нужно устранить все ненужные движения. Мощь для эффективной техники должна быть произведена минимальными действиями. Идеальные и сложные движения, которые удовлетворяют этим условиям, являются продуктом эффективного применения знаний и умений, которые признаны общественностью искусством.
Будо и соревнования
В то время как некоторые школы Будо не проводят соревнований, в дзюдо, кендо и карате проводятся национальные и международные соревнования. Среди систем Будо, дзюдо стало олимпийским видом спорта, начиная с игр, прошедших в Токио, в 1964 году. Как следствие, крупные соревнования по дзюдо, в том числе олимпийские, освещались телевидением, и привлекли большое внимание общественности. С другой стороны, некоторые люди считают, что дзюдо потеряло свою Будо-основу. Дзюдо привлекло внимание людей во всем мире своими загадочными характеристиками Будо, такими как, способность маленького человека, бросить гораздо большего. Однако, когда соревнования по дзюдо были адаптированы к требованиям спортивной среды, многие таинственные элементы были утрачены. Сокращение количества практикующих дзюдо, могло быть также связано с этими потерями. Существует множество различий между Будо и спортивными соревнованиями.
Под соревновательным спортом обычно понимается высвобождение физической энергии с помощью упражнений, в соответствии с установленными правилами. Будо-соревнования происходят из «Сиай» — метода обучения, практикующегося с ранних стадий развития Будо, не связанного с понятием игры, как в спорте. Практикуя поединок, соперники бьются с соблюдением определенных принципов (иногда в серьезной битве, до смерти одного из противников). Суть этой практики заключается в проверке своих навыков, в то же время, соперники получают возможность узнать ментальные и физические приёмы друг от друга. Сиай помещает человека в экстремальную ситуацию, где нужно сделать выбор, между жизнью и смертью. Такая установка делает процесс обучения значительно более эффективным. Через спортивные соревнования, спортсмены развивают положительные психические эффекты, такие как: чувство достижения цели, дружба и так далее, в то время как практикующие Будо наслаждаются смыслом испытания в Сиай, которое дает им ценную возможность обучения.
Многие виды спорта делят участников соревнований на различные категории, например весовые. Часто победитель определяется в соответствии с итоговым счётом. Эти особенности являются разумными для участников, желающих насладиться игровыми компонентами, заложенными в природе спорта. В соревнованиях Будо, все ненужные условия и действия должны быть исключены, потому что все Будо-системы изначально были разработаны, чтобы вывести из строя противника как можно быстрее, чтобы воин мог бороться против нескольких нападающих на поле боя. Конечная цель состоит в разрушении мощи противника с помощью одного завершающего действия. Этот принцип Будо значительный контрастирует со спортивными соревнованиями, которые включают разные добавленные вариации, чтобы сделать событие приятным.
Спорт ради соревнований помогает спортсменам выплеснуть сдерживаемую энергию. Этот, положительно оцениваемый, аспект, помогает в управление стрессом и считается благоприятным. С другой стороны, в представлении Будо, энергия, создаваемая человеческим телом, готова выплеснуться мгновенно, после чего тело должно быть немедленно подготовлено ко встрече со следующим оппонентом или противостоянию внезапному нападению в любом аспекте своей повседневной жизни. (Эта своеобразная «перезарядка», которая называется «ДЗАНШИН», считается очень важным элементом Будо.)
Противник в Сиай является не врагом, а выступает в роли учителя, предоставляя возможность проверки способностей и навыков. По этой причине, надлежащий этикет является существенным требованием, и не может быть исключён из любого Сиай. В отличие от этого, демонстрация уважения и дружбы к соперникам, играющим по правилам игры, в спортивных соревнованиях, является, лишь, хорошим тоном, но не правилом. Такие манеры не являются предписанными или принудительными элементами, как те, которым учит Будо.
Функцию правил спортивных соревнований определяет сам спорт. В случае Будо, правила должны охватывать духовную составляющую и сложность техник. Компиляция надлежащих правил и нормативов для системы Будо является сложнейшей задачей, которая может быть решена только её передовыми практиками, которые не только поняли, но и освоили, и духовные и технические компоненты этой системы.
Первым, кто увидел угрозу изменения Будо в спортивных соревнованиях, был доктор Дзигоро Кано, основатель современного дзюдо и первый японец — член Международного Олимпийского Комитета. После возвращения из Стокгольма, где он был директором первой команды Японии, в 1912 году, он отметил: «Дзюдо будет уничтожено, если станет олимпийским видом спорта». Это признание доктора Кано показало его глубокое понимание различий между спортивными соревнованиями и Сиай в системах Будо.
Всемирная привлекательность Будо
После Второй Мировой Войны, Будо быстро захватило внимание мировой общественности, в первую очередь из-за того, что им усердно занимались люди, живущие в послевоенных трудностях, несмотря на то, что оно не являлось спортом. Ценности Будо тогда понимали, так: Будо обеспечивает таинственные силы, позволяющие маленьким людям побеждать больших и сильных противников. Будо культивирует дух, позволяющий людям изучать методы, обеспечивающие контроль противника, не прибегая к прямому физическому противостоянию. В то время как обычные спортсмены стремятся превзойти своих соперников, цель поиска Будо является саморазвитие личности, независимо от физической силы, возраста и пола. Хотя некоторые системы Будо проводят многочисленные турниры, не более 5% занимающихся интересуются соревнованиями. Поэтому можно предположить, что большинство тренируется не для побед в соревнованиях, а для поиска подлинного духа Будо, и оно потеряет интерес к тренингу, если система Будо последует за обычными видами спорта за счёт потери своих первоначальных целей.
Бусидо и Будо
Буси (самурайская традиция) включает в себя понятие потомственного солдата в японском феодальном обществе. В мирное время, Буси служил обычным офицером либо в сёгунате или в местном правительстве. Хотя эти профессиональные солдаты изучали Будо, большинство осваивало только элементарные уровни, владея лишь несколькими техниками высокого уровня. Между тем, не только Буси, но и рядовые граждане изучали Будо, и некоторые достигали действительно высокого уровня мастерства, потому что физическое искусство в Будо подходит для всех, кто стремится к достижению своего человеческого потенциала путем последовательной подготовки в боевых искусствах. Будо не связано напрямую с Бусидо.