Практика боевых искусств как метод развития стрессоустойчивости
Эпидемия – сильная угроза для любого из нас. Кроме того, это вызов для общества, для всех государственных и социальных институтов. Общаясь с людьми, я замечаю, что во всем мире они напуганы ковидом настолько, что даже военные конфликты уже не вызывают таких опасений.
Поскольку мое состояние с самого начала было совсем не таким, у меня возник вопрос к самому себе: что со мной происходит? Почему я не впадаю в отчаяние, как многие вокруг? По возрасту я нахожусь в группе риска и должен испытывать тревогу за свое здоровье. Почему ее нет? Хорошо, я не боюсь за себя, но ведь есть близкие – разве им ничего не угрожает?
Чтобы ответить на эти вопросы, мне пришлось вспомнить, что я знаю о механизмах возникновения стресса.
Мозг мастерски манипулирует нами с помощью маленькой области размером с фасоль, миндалины. Ее задача – интерпретировать всю поступающую информацию с точки зрения ее опасности для организма. Информация попадает в миндалину, обрабатывается и только после этого отправляется в «сознательную» кору, где подвергается тщательному анализу. Если мы сталкиваемся с угрозой, миндалина на всякий случай «преувеличивает» ее, чтобы мы, не теряя времени, спасали свою жизнь. В трудных ситуациях миндалина запускает особый ресурс мозга («быстрая запись») и фиксирует информацию с большой подробностью, чтобы потом дать мозгу возможность проанализировать негативный опыт.
Миндалина запускает практически неконтролируемый процесс, имя которому – эмоция. Запустившаяся эмоция, в свою очередь, является источником возникновения стресса.
Из понимания этого механизма и пришел ответ на мой вопрос к самому себе. Дело в том, что в боевых искусствах практикуется особое состояние сознания, позволяющее воспринимать угрозу без эмоций и мыслительной деятельности. Формы практики могут быть различными, но суть их одна – развитие особого, «незамутненного» состояния сознания. Выработанный навык становится нашим защитным свойством, способом осознанного принятия любой угрозы. Умение быстро входить в состояние «пустотности» и поддерживать его вне зависимости от сложности ситуации и является тем эффектом, который вызывает неослабевающий интерес к боевым искусствам.
Знание о том, что мы получаем информацию уже обработанную и преувеличенную миндалиной, подсказывает, что сутью нашей практики в боевых искусствах должно быть недопущение возникновения эмоции (страх, гнев, тревога). Найденное на Востоке решение этой задачи (вхождение в особое состояние сознания, называемого «пустотным» или «умом без ума») и методы его поддержания, выработанные в боевых искусствах, являются настоящим сокровищем для современного человека, постоянно испытывающего стресс.
«Эпидемия – сильная угроза для любого человека»… Но кто сказал, что это –«сильная угроза»? Кто принял такое решение? Моя миндалина? Где в этом процессе «Я»? Где «тот, который глубже», чем любые мыслительные конструкции, которого не пугают никакие мысли, потому что «он знает», что любая мысль – всего лишь продукт работы его мозга?
Сейчас стало привычным начинать любой пост в социальных сетях со слов «в эти трудные времена» или подобным образом. Однако, прочитав все вышесказанное, вы можете понять, что всё это – результат работы маленькой области нашего мозга, добросовестно выполняющей свою эволюционную задачу: наделять любую информацию дополнительной эмоциональной окраской (угрозой) ради единственной цели – сохранить организм для продолжения жизни. У природы нет другой цели и других методов ее достижения.
Понимание иллюзорности и завышенной угрозы любой опасности, открытое практиками медитации и подтвержденное современной наукой (нейробиология), очень надеюсь, поможет нам всем пройти через «трудные времена» с ясным умом и сильным духом. Времена становятся «трудными», лишь, благодаря работе нашего мозга. Будьте «контролерами» своих эмоций и не позволяйте ничему, включая привычные мыслительные процессы, управлять вами.