Сохраняя традиции

Дыхание (Киай) создаёт кимэ


Основные тезисы:

  • Дыхание создаёт кимэ
  • Выдох (Киай) создаёт тип кимэ

Это труднообъяснимая, но крайне важная вещь, которую мне проще продемонстрировать чем объяснить, но я буду стараться изо всех сил.

Айко Тори и Сэнсэй Нишияма смогли исправить мою технику не глядя на меня, а просто слушая Киай. Я приведу некоторые примеры того, как они научили меня использовать Киай и дыхание, чтобы контролировать кимэ (и каждый этап техники, но это тема для другой статьи) и, затем, суммирую все что это значит. Объяснить этот вопрос гораздо труднее чем механику движения, он не требует физического ощущения, это ощущение другого порядка, делающее карате искусством.

Айко-Сан и Сэнсэй Нишияма долго указывали мне, когда я бил в направлении лица или живота, на то прошла ли энергия насквозь или остановилась в момент кимэ, или на то что дыхание было таким, что энергия не фокусировалась а разбрасывалась, или была не из низа живота, а использовала мышцы верха тела. И они тратили много времени на эту тонкую настройку.

Иногда Айко-Сан должна была стоять передо мной, а Сэнсэй позади нее, и я должен был бить Айко-Сан, но Сэнсэй хотел чтобы Киай и энергия, били его, и сделать так как они хотели было очень трудно.

Иногда Айко-Сан просила меня сделать Киай резко, как будто прорезая воду, не распространяясь, а фокусируя энергию, и, поначалу, было очень трудно понять что она хотела, но когда я понял, это было здорово, иногда мы проводили целое воскресенье, может быть, пять часов подряд, делая только это.

Для тренировки Айко-Сан приносила «Лос-Анджелес Таймс» и держала страницу сверху, а я должен был пробить её Цуки, используя резкий Киай. Моим домашним заданием было «разделаться» с «Лос-Анджелес Таймс» в воскресенье.

Сэнсэй Нишияма часто говорил: «Киай уничтожает противника», это очень важно, поскольку подразумевает, что делая полный выдох, вы отдаёте всего себя, весь свой дух, не сдерживаясь, что означает также, максимальное использование все физических ресурсов.

Множество каратистов пытаются сознательно контролировать дистанцию, останавливая руку или ногу, останавливая энергию, отчего мозг контролирует руку и энергия не будет доставлена, мышцы сократятся в неверном направлении.

Не должно быть никакого контроля руки, в технике нет места размышлениям, центр намерения находится в Тан Дэн (на 3 пальца ниже пупка, ближе к позвоночнику), и дыхание контролирует мышцы и энергию из этого центра.

Много раз Сэнсэй Нишияма указывал, что Киай достигает своего пика в точке удара (но не останавливается там), это не легко , Киай большинства людей достигает своего пика перед кимэ и слабнет в момент удара, другими словами, мышечная реакция и техника не завершается.

В другой раз Сэнсэй Нишияма говорил мне, что если при Киай не будет эха, то Киай не вернётся и всё пойдёт в одном направлении, если сделать так, не будет отдачи и энергетических потерь.

Много раз сэнсэй повторял: «Один дыхательный цикл — вся энергия», или, «Полный выдох в кратчайшее время». Конечно, мы не можем выдохнуть весь воздух , но мы думаем об этом, чувствуем это, дыхание соединяет умственное и физическое, что позволяет нам первыми мысленно вложить в технику всё, и физически использовать полное сокращение мускулатуры тела, то есть всех мышц способствующих достижению цели.

Парадоксально, но чем больше воздуха в выдохе, и меньше размышлений, тем более цельной получается техника, и тем более мы оказываемся готовыми для следующих действий, нет разума — есть полный разум, это и есть настоящий Дзаншин.

Физически, чем больше мы участвуем в движении, тем больше давление и контракция, тем больший потенциал для следующего действия мы имеем, следующее действие начнется, как реакция дыхания (Дзаншин). Кимэ и Дзаншин очень связаны.

Что касается типов кимэ, то каждая техника требуют различного применения усилия, активации разных мышц — блок резкий, удар в тело нуждается в большем проникновении, сопровождающие блоки плавные, толчок требует непрерывное сжатие — все эти типы кимэ контролируются разными Киай которые называются: «Эй», «Я» и «То».

Я объясню это более подробно в другой статье.

Резюме:

Сначала мы понимаем, что кимэ (фокусировка) в основном зависит от двух элементов: давления в пол при ударе, создающее ускорение и доставляющее импульс, аккумулированный техникой, и контракции, делающей тело плотным, чтобы максимизировать мощь, создать шок и создать упругое столкновение при контакте.

И давление и контракция контролируются дыханием, и изучая и тренируясь мы меньше заботимся о деталях, они укореняются в нервной системе и становятся, как говорил Сэнсэй Нишияма, «Системой тела» или как говорят, «мышечной памятью».

Итак, дыхание фокусирует, регулирует время давления, а также, когда и где (в зависимости от дистанции) и сколько будет произведено контракции. Дыхание делает моё намерение действием, прокладывает путь мышечному сокращению, следует ему к пику Киай, где контракция максимальна, причём, не останавливается, а, как бы, проходит сквозь цель.

Используя дыхание и забыв о мышцах я обнаружил, что нет какого-то определённого напряжения для кимэ, оно каждый раз суммируется в правильном направлении в нужное время.

И это не противоречит тому, что мы хотим максимального сокращения всего тела, так как мы хотим оптимальной контракции, не вовлекая мышцы, которые будут сдерживать энергию и противоречить направлению и цели техники.

Ави Рока, 08.01.2011

Возврат к списку

Тел./факс 8 (498) 602-38-43; 8 (903) 517-77-77