Сохраняя традиции

Принципы применения Уке Вадза


Существуют три основных типа Уке Вадза: Каке Уке (захватывающие блоки), Нагаши Уке (сопровождающие блоки) и, собственно, блоки (ударные блоки).

Ударное блокирование, являющееся наиболее распространенным в нашем карате, это первое, чему обучают новичков, и будет основным предметом данной статьи .

Лично я больше предпочитаю сопровождающие блоки и одинаково использую и сопровождающие и ударные блоки.

Это вопрос предпочтений, а также ситуации и тайминга: каждый должен быть готов использовать соответствующий приём. Сопровождающие блоки требует меньше энергии и больше плавности, используются главным образом, если вы слегка опоздали для ударного блокирования. Принципам сопровождающего блокирования я посвящу другую статью.

Здесь я опишу наиболее важные технические моменты, которые делают Уке Вадза эффективной и свободно-применяемой против неизвестной атаки, и не только в базовой тренировке.

Я также объясню, необходимость психологической подготовки, что необходимо для успешного применения блока, в независимости от того, какой техникой вас атакуют и с какой скоростью.

Психологическая подготовка очень важна, чтобы позволить нам использовать Уке Вадза инстинктивно против любого неожиданного нападения:

Когда мы оказываемся в Камаэ, лицом к сопернику, нужно «задать направление технике», это означает, что из Тандэн, (центр энергии — 3 пальца ниже пупка, ближе к позвоночнику), и из Ками Тандэн (верхний энергетический центр — точка, посередине, между бровей) энергия Ки направляется на оппонента и, как бы, пронзает его, все мышцы уже заряжены в одном направлении, решение уже принято, и теперь дыхание является спусковым крючком, который стреляет реакцией и действием.

Пойдём немного дальше по этому вопросу, мои руки мысленно касаются рук противника, по направлению к атаке. Это происходит ментально, а не физически. Эта психологическая подготовка, когда мы «задаём направление технике», имеет решающее значение для успешного применения Уке Вадза по двум причинам:

1. В случае опасности мы рефлекторно поднимаем руки для защиты головы и шеи, и это движение назад неприемлемо для применения. Мы не можем изменить этот рефлекс, но можем перенаправить его с помощью своего намерения и реакция будет происходить в направлении противника.

2. Когда что-то происходит мы не можем анализировать, принимать решение, а, затем, двигаться, это было бы слишком поздно, но когда мышцы заряжены, дыхание как курок, реакция происходит «минуя мозговой центр», что позволяет нам двигаться без промедления, как только противник начинает действие.

Другая подготовка, руки совсем немного, но постоянно двигаются, из стороны в сторону, как продолжение центра тела (нижней части позвоночника), эти движения должны быть едва заметными, но внутри, центр тела, всегда двигается, как двигатель, который всё время работает, готовый стартовать, инициировать перемещение легче, находясь в движении, а не будучи неподвижным. Это похоже на движущийся хвост птицы, в то время как тело птицы кажется неподвижным.

Запомните: блок — не защита, когда вы опоздали для Сэн, вы атакуете технику противника на пути его нападения, в направлении его тела. Уке Вадза — это Го но Сэн.

Технические аспекты:

1. Дыхание и реакция от спины позволяют нам поймать атаку противника как можно раньше. Не используйте глаза — если мы будем смотреть, мы получим много информации, которая нуждается в осмыслении, могут появиться сомнения и время будет потеряно. Наблюдайте, но не смотрите, просто присутствуйте.

2. Блокируя, мы должны перехватить инициативу, и стать впереди соперника, быть в состоянии сломать его ритм, выстрелить между его движениями, а не в том же ритме. Это значит, что мы бьём его атаку до Кимэ, когда его усилие всё ещё не доставлено, и этот промежуток и есть наша возможность для контратаки. Если мы не можем блокировать атаку до Кимэ, нужно переключиться на Амаши Вадза, то есть использовать разрыв дистанции скольжением назад. Но важно помнить, что выбор между Уке Вадза и Амаши Вадза не является осознанным, не результат решения после размышлений, а результат опыта и многократного повторения определённых ситуаций.

3. При блокировании стопы двигаются первыми, затем переносится вес, центр тела смещается очень незначительно, так как Уке Вадза это не Тодомэ (завершающая техника), её цель только отразить атаку, полное использование веса тела не является необходимым. Перемещайте стопы быстрее, ведь мы никогда не можем переместить вес тела быстрее чем происходит удар, которым нас атакуют. Также, старт движения со стоп, позволяет нам держать голову сзади, что безопаснее при продвижении вперёд и позволяет нам лучше контролировать ситуацию. Использование задней стойки эффективно, поскольку он позволяет нам двигать стопы для регулировки дистанции без смещения веса, что мы не можем сделать в передней стойке. Посмотрите, сколько примеров в Ката использования задней стойки и большинстве случаев с движением вперёд, поскольку Уке Вадза должна быть использована с движением, а если мы двигаемся назад мы используем пространство для того чтобы избежать атаки и блок не нужен. При переходе от блока к контратаке, мы должны в полной мере использовать вес в атаке, так как это Тодомэ Вадза, поэтому мы меняем заднюю стойку на переднюю.

4. Предплечье движется прямо, а не по кругу. Очень важно, чтобы блокирующая рука двигалась по кратчайшей линии к атаке оппонента, траекторию можно описать как прямую линию, с небольшим изгибом на конце, поскольку мы должны создать усилие в сторону. На это две причины: во-первых, по прямой быстрее, и если мы блокируем круговым движением мы оказываемся в невыгодном положении. Во-вторых, мы избегаем выбора реакции, умственного анализа. Когда мы атакованы первым стреляет дыхание и направляет руки прямо к противнику, и пока мы двигаемся, мы выбираем, левой или правой, Дзёдан или Чудан, но это не мозг выбирает, выбор «задним умом», взятый из памяти и опыта, как с жёсткого диска компьютера. Несколько важных деталей, касающихся этого пункта: первая — блокирование, как можно более амплитудно, но без чрезмерного расширения и потери единства и связи между центром тела и рукой, чтобы поймать противника на его территории, прежде чем он сможет аккумулировать энергию. Вторая — локоть перемещается как можно меньше, чтобы сохранить связь между телом и локтем, и избежать раскрытия центра тела и не подвергать его опасности. Также делая излишние движения локтями мы начинаем двигать рукой изолированно, что означает, дополнительные приказы мозга двигать рукой, что уже не является реакцией дыханием и от позвоночника, и что мы, в таком случае, скорее всего опоздаем.

5. Используйте запястье или близкую к запястью область, в качестве зоны контакта и атакуйте эту зону у противника. В этой зоне продуцируется максимум мощи и можем произвести наибольшее влияние. Это также позволяет нам ловить соперника рукой после блока (Цукомэ), если необходимо, особенно если у него есть оружие, или если мы хотим выполнить бросок. Помимо всего, мы быстрее добираемся до запястья, чем до предплечья или плеча.

6. Ваш блок должен защитить ваш центр и линию ля контратаки. В конечной позиции блока, ваш центра тела должен быть защищен, ваши руки должны нарисовать треугольник перед вашим центром, и вы не должны терять средней линии, чтобы не пришлось совершать дополнительное наведение контратаки, при блоке, должна образоваться идеальная возможность для контратаки.

7. В блоке используйте резкий Мучими (щелчок всем телом). Это важно, ведь, как правило, у нас очень маленькое пространство и время для блока и необходимо резко произвести большое усилие в короткий промежуток времени. Также резкий щелчок позволяет быстро переключаться от блока к контратаке, используя потенциальную энергию мышц от щелчка всем телом как при ударе кнутом.


Ави Рока, 02.12.2010

Возврат к списку

Тел./факс 8 (498) 602-38-43; 8 (903) 517-77-77