Сохраняя традиции

NON COGITO, ERGO SUM


Не все авторы пишут книги об одних героях, те кто делает так, чаще, выпускают продолжения своих историй. Совсем немногие создают свои произведения на разные темы, вплетая туда одних и тех же персонажей. Ну и совсем уникальны случаи, когда герои одних твоих текстов оживают в чужих, вместе с идеями из третьих.

Переводы замечательной статьи Яна Лесли из “Intelligent Life”, за май/июнь 2012, я нашёл на
http://mtrpl.ru/no-brains/ — в ней автор рассуждает на тему очень важную в нашем искусстве, тему неоднократно поднимаемую Сэнсэем Ави Рока в своих статьях, которые, с личного разрешения Мастера я перевожу для русскоязычной аудитории.

Прелесть статьи также заключается и в том, что автор, как и Сэнсэй Рока, рассуждает о теннисе, точнее о заключительном сете полуфинала US Open 2011, где встретились Новак Джокович и герой одной из публикаций Ави Рока, Роджер Федерер, оказавшийся в этот раз антигероем...

Заголовком оригинальной статьи было перефразирование известного изречения на латыни: НЕ ДУМАЮ — СЛЕДОВАТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮ. «Метрополь» перевёл это несколько более вольно, но в одном автор и переводчик сошлись: иногда, думать — это плохая идея...


Пятый сет полуфинала US Open. После четырех часов напряженной борьбы легенда тенниса Роджер Федерер в одном очке от победы над своим молодым соперником Новаком Джоковичем. Федерер готовится к подаче, толпа на трибунах ревет, подбадривая его. На другом конце площадки Джокович задумчиво кивает, будто в знак покорности судьбе. Федерер делает быструю подачу и в следующие секунды застывает, ошеломленный, посреди корта. Джокович отбил мяч одной кистью так, что соперник не успел даже двинуться в направлении удара. Толпа поражена бесстрастностью Новака. Cерб выигрывает сет, игру и кубок. На пресс-конференции Федерер, тихо сатанея, заявляет, что было тяжело проиграть из-за случайного везения противника, ведь не мог же он, ошибаясь середине игры, сознательно придерживать такой удар до последнего момента. Джокович улыбается и говорит, что обычно именно так и поступает — это срабатывает.

Спортивные эксперты утверждают, что неспособность Роджера в последние годы выиграть турнир Большого Шлема объясняется не его физической формой, а тем, что в критические моменты он проявляет душевную слабость. На спортивном жаргоне — Федерер «задыхается». Это состояние, говорят эксперты, вызвано тем, что спортсмен слишком много думает. Когда вратарь пропускает пенальти или игрок в гольф промахивается мимо лунки, это означает, что он был слишком погружен в себя, и из-за этого «отключились» естественная природная грация, легкость и точность тренированного тела, которая обычно помогает победить. Наверняка Федерер был так зол, потому что в глубине души понимал: у его соперника есть ресурс, который ему, великому, недоступен — способность не думать.

Недумание — это состояние, в котором человек в решающий момент исключает свое мыслящее «я» из ситуации. Остается только цель и навыки, накопленные за годы. Сила недумания проявляется не только в спорте: актеры и музыканты тоже знают о ней, многие признаются, что их лучшее исполнение было в состоянии, подобном трансу. Привычка к рефлексиям убивает не только физическое мастерство, но и вдохновение. Боб Дилан вспоминал свою юношескую способность писать тексты без каких-либо приготовлений и размышлений: «Like a Rolling Stone сочинялась так, будто я блевал — просто не мог остановиться, пока не исписал 20 страниц». История рождения песни, которая была признана лучшей песней всех времен.

Этот принцип справедлив для всех. Фундаментальный парадокс человеческой психологии состоит в том, что мыслительный процесс может быть пагубным для нас. Жуя жвачку мыслей, мы теряем ориентацию и способность действовать. Внутренний монолог заглушает голос здравого смысла. Одно исследование поведения покупателей показало: чем меньше информации о бренде джема было у людей, тем более правильный выбор они делали. Когда же предлагались многочисленные детали о составе и производстве, они путались и часто покупали тот джем, который оказывался им не по вкусу.

Если крысу поместить в условия, когда пища в 60% случаев появляется в левой части комнаты и в 40% у правой, она быстро поймет, что левая сторона лучше, и будет бежать туда каждый раз, достигая успеха в 60% случаев. Маленькие дети ведут себя так же. Студенты последнего курса Йельского университета, участвуя в этом же эксперименте, пытаются вычислить некую закономерность и в итоге показывают худшие результаты, чем дети и крысы. Мы легко можем перемудрить сами себя.

Позволяя себе прислушаться к нашим (лучшим) инстинктам, мы обращаемся к заархивированному слою мудрости. Психолог Герд Гигерензер утверждает, что в большинстве случаев человеческое поведение основано на правилах, установленных эмпирическим путем (эвристических правилах). Робот, запрограммированный ловить мяч, должен будет произвести ряд сложных вычислений, чтобы просчитать траекторию мяча. Игроки в бейсбол лишь инстинктивно следуют простым правилам: бежать в нужном направлении, корректируя скорость так, чтобы постоянно держать мяч в поле зрения.

Чтобы принимать правильные решения в сложном мире, говорит Гигерензер, нужно обладать навыком игнорирования информации. Он обнаружил, что средний портфель акций, которые выбирали респонденты на улице, показывает большую доходность, чем отобранные финансовыми экспертами. Прохожие использовали эвристику узнавания: они называли те компании, о которых слышали, и это оказывалось более эффективным решением, чем фундаментальный анализ потенциала акций, определивший выбор аналитиков.

Исследователи из бизнес-школы Колумбийского университета в Нью-Йорке провели эксперимент, в котором людям предлагалось предсказать ход развития событий в разных сферах, от погоды до политики и победителя реалити-шоу. При условии наличия у участников фоновых знаний о предмете более успешными предсказателями оказались те, кто доверял своим эмоциям. Рассудочные люди, стремившиеся рассуждать с позиций объективности и учитывать все факторы, чаще ошибались.

Фоновые знания — ключевой момент. Недумание не означает невежества. Джокович выдал фантастический удар, потому что отрабатывал тысячи вариантов на прошлых матчах и тренировках. Дилан смог написать великую песню, потому что прослушал тысячи фолк-текстов, разбирался во французской поэзии и американских легендах. Умы выдающихся специалистов напоминают густые тропические леса, миллионы растений в которых дают семена вдохновения.

Чем выше ставки, тем большей проблемой становится сверхдумание. Английский журналист и профессиональный игрок в крикет Эд Смит сравнивает это с хождением по бордюру: довольно легко в обычных условиях, когда падать несколько сантиметров, но когда тротуар внизу в тридцати метрах, каждый шаг превращается в подвиг.

В высокопроизводительных областях риску «задохнуться» больше всех подвергаются самые опытные и эффективные сотрудники, потому что на них лежит груз ожиданий. Оперная дива, начинающая арию в Ла Скала, в этот момент не может позволить себе задумываться, как можно улучшить ее вокальную технику. Федерер перед решающим мячом ощущает, будто стоит на краю пропасти, рискуя всей своей репутацией. И это влияет на результат поединка.

Профессор Клод Стил из Стэнфорда изучал влияние волнения за результат академических тестов на результат. В одном из экспериментов он собрал смешанную группу из белых студентов и афроамериканцев, объявив, что тест определит интеллектуальный потенциал пишущего. Афроамериканцы справились значительно хуже. Тот же тест, написанный аналогичной группой как обычная проверочная работа без ремарки профессора об измерении интеллекта показал минимальный разрыв в успеваемости. Афроамериканцы были более склонны думать, что представляют свою этническую группу, стресс от ответственности заставил их думать усерднее — и привел к худшим результатам.

Как научиться недуманию? Боб Дилан считает, что творческие импульсы нужно намеренно защищать от самоанализа: «Когда становишься старше, становишься умнее, и это может мешать. Нужно программировать свой мозг на то, чтобы не думать слишком много». Ирландский писатель Фланн О’Брайен говорил: чтобы писать, нужна «рассчитанная глупость». Единственным надежным средством от сверхдумания остается погружение в удовольствие от процесса в противовес размышлениям о результате.

Мы живем в эпоху самоанализа, подвергая оценке каждый аспект нашей работы, комментируя свою жизнь в соцсетях и читая гайды о том, как сделать себя счастливыми. Многое из этого ценно, но все же стоит поставить рефлексии на место. Удар Джоковича был в равной степени и результатом всех предыдущих его усилий, и выражением беззаботной радости. И это сработало.



За пару лет до этой статьи Ави Рока делится со своими читателями своим опытом и знаниями полученными от Сэнсэя Хидетаки Нишиямы:

Ум и техника (Ави Рока, 10.04.2009)

В карате каждый должен ежедневно умирать, чтобы сохранить чистый ум. Мы не делаем никаких умозрительных заключений, чтобы что-то понять — мы просто присутствуем, и познаём. Хорошая техника может быть выражением лишь свободного, спонтанного ума, если же мы готовим технику, например, защиты, мы связываем ум, и тем ухудшаем его. Техника лишь транспортное средство, чтобы обнаружить и усвоить принципы карате, но ум, в то же время, должен оставаться чистым.

Знания и свободный ум (Ави Рока, 10.04.2009)

Когда мы начинаем изучать карате мы сначала должны научиться технике и ката, чтобы узнать детали техники. Эти знания могут стать помехой когда мы зависаем на них, когда позволяем им принять форму и отправить наш разум в каком-то определённом направлении, и тогда эти знания мешают нам открывать новое.

Это верно и для всех других знаний, мы накапливаем важные знания в памяти, без них мы бы не смогли летать самолётом, заниматься медициной, делать необходимые для нашей жизни вещи, но они могут стать помехой, установить нам шаблоны, мешающие получить то, что мог бы обнаружить чистый, свободный ум.

Изучая карате, мы не должны позволять накопленным знаниям превратить нас в роботов. Мы должны различать когда знание необходимо и когда оно мешает. Трудность в том, чтобы освободить ум от известного, чтобы он мог обнаруживать что-то новое всё время.

Великие математики могут застрять на проблеме, когда стараются решить её, но когда ум спокоен и отстранён, проблема сама откроет ответ. Мы должны иметь информацию о проблеме, но кто-то должен быть свободен от этой информации, чтобы найти решение. Также и в карате, каждый должен иметь хорошую технику, изученную у лучшего учителя, но быть независимым от неё, чтобы применить её успешно.

Мы получаем информацию, знания и технику, но не изучаем как успокоить ум, как сохранить его свободным, и поэтому становимся рабами систем, не оставляющих свободы для творчества. Без творческого ума иметь технику бессмысленно. Первое, что должно быть, свободный для творчества ум, а затем техника может выразить его. Вводя человека в карате, мы сперва должны научить его технике, в то же время понимая, что мы не создаём робота, делающего запрограммированные движения.



Неподвижный ум, чтобы воспринимать противника (Ави Рока, 06.12.2009)

Ум должен быть неподвижным, но это не значит, что он умер или застрял на чём-то, это не вынужденная неподвижность, также и не неподвижность, исходящая от дисциплины и силы воли, если заставить ум сосредотачиваться или не сосредотачиваться на чём-то, возникает конфликт, энергия тратится впустую. Поэтому мы просто присутствуем, без мыслей и рассуждений, это означает, что мы не сосредотачиваемся на каких-то конкретных заготовках, на действиях противника, на эмоциях, и ум чист и свободен, чтобы быть везде где ему надо быть. Неподвижно, устойчиво наблюдайте и отслеживайте оппонента, без каких-либо усилий, без вмешательства мысли, держите ум чистым, смотрите на противника без предварительных знаний и оценок, как будто вы сами стали вашим противником и видите его как есть. Мы используем дыхание, чтобы слиться с оппонентом, в обход мозга, мой учитель, Сэнсэй Нишияма говорил: вы смотрите прямо в противника, без экрана, помех и шума ваших мыслей и суждений, чем же тогда противник сможет вас удивить? Чтобы он не делал вы уже впереди. Мысль это время, это движение, а нам нужно непосредственное восприятие, или так: воспринял — сделал, а не воспринял — подумал — сделал. В этой тишине — весь космос, так как ум более не получает информацию, он чист и невесом, и может быть мгновенно где угодно, не задерживаясь на размышления и решения. В карате и Будо ум должен быть одновременно нигде и везде где надо.

Мой учитель говорил: «Не смотри на внешность противника, смотри в его сердце», или ещё он постоянно говорил: «Глаза назад, полный обзор». Известный мастер Дзэн, монах Такуан Сохо, в своём письме к знаменитому самураю Мусаси Миямото, сказал, что ум должен быть неподвижным, в смысле не сосредоточенным на какой-то конкретной вещи, поэтому он может быть где угодно, мгновенно, без пауз, как нет пауз между ударом камней друг об друга и искрой высекаемой ими. Мы ищем внимательный ум, а не сконцентрированный, концентрирующийся на одном исключает другое, создаёт усилие и тратит энергию на концентрацию, внимательный видит всё, без усилий, и энергия тратится там где необходимо.

Это очень важно, поскольку позволяет нам сделать действительно полное действие, как любил повторять мой учитель: «Хо Шин, отдайте всё, начав движение вы должны отдать всё, ума нет в технике». В Будо мы говорим «нет ума» или «пустой ум», это нужно тщательно объяснять, поскольку это не значит быть глупым, скорее «ум без мыслей», когда ум пуст, нет конфликта или выбора, ум чист и может применён полностью, а тело может следовать за ним без задержки.

Концентрация мысли вовлекает и тело, легко становящееся жестким, внимание не создаёт мысли и тело мягкое, и это состояние лучше, вы видите ситуацию всем своим существом, видите противника всем телом, как говорил Сэнсэй Нишияма: «перенесите свои глаза на живот». Как глаза, лишь часть того как мы воспринимаем вещи, так и мысли, лишь часть нашего разума, и мы должны знать когда мысль помогает, а когда мешает.

В карате мы учимся этому состоянию «внимательного ума» через простые физические, а также ментальные установки, такие как: 

      • Глаза назад
      • Нижняя часть живота вперёд и воспринимает противника
      • Реакция дыханием — дыхание включает работу мышцы и начинает технику от пола
      • Стопы двигаются вместе с противником, как будто в парном танце
      • Дыханием настраиваемся на оппонента и управляем его ритмом


То о чём говорится в этих статьях, есть опыт многих поколений мастеров боевых искусств, эмпирическим путём пришедших к пониманию этой истины. В Традиционном Карате всё вышесказанное теперь не является «скрижалями» и «заветами предков». Это часть изучаемой и используемой нами технологии, один из принципов, позволяющий нам добиваться чистой реакции и чистой техники — то о чём толкует Сэнсэй Ави Рока.

Через практику Кумите мы испытываем друг друга, и переходя в режим высоких скоростей, принудительно вызываем в себе это состояние, состояние не размышлений, но присутствия, когда на информацию получаемую от органов чувств реагируем не мысленно, а напрямую «системой тела», когда не один из органов чувств не превалирует на другими, а все они сбалансированы.

Есть и другие положительное действия этой практики — человек, для которого это состояние становится привычным, не имеет в себе агрессии и дурных наклонностей, для них в его сознании просто нет места, напротив, практика этого состояния часто позволяет находить простые и эффективные решения в ситуациях, кажущихся безвыходными.

Многие учителя Дзэн шли и идут к этому состоянию с помощью медитации и размышлений. Нам, в Традиционном Карате, возможно, повезло больше, мы имеем для этого больший, и куда более понятный, нам набор инструментов нежели дзэнские монахи. Нужно лишь всецело отдаться изучению и не позволять теории и практике сильно отрываться друг от друга.


Антон Черноусов, 26.09.2013

Возврат к списку

Тел./факс 8 (498) 602-38-43; 8 (903) 517-77-77