Сохраняя традиции

Неподвижный ум, чтобы воспринимать противника


Ум должен быть неподвижным, но это не значит, что он умер или застрял на чём-то, это не вынужденная неподвижность, также и не неподвижность, исходящая от дисциплины и силы воли, если заставить ум сосредотачиваться или не сосредотачиваться на чём-то, возникает конфликт, энергия тратится впустую. Поэтому мы просто присутствуем, без мыслей и рассуждений, это означает, что мы не сосредотачиваемся на каких-то конкретных заготовках, на действиях противника, на эмоциях, и ум чист и свободен, чтобы быть везде где ему надо быть. Неподвижно, устойчиво наблюдайте и отслеживайте оппонента, без каких-либо усилий, без вмешательства мысли, держите ум чистым, смотрите на противника без предварительных знаний и оценок, как будто вы сами стали вашим противником и видите его как есть. Мы используем дыхание, чтобы слиться с оппонентом, в обход мозга, мой учитель, Сэнсэй Нишияма говорил: вы смотрите прямо в противника, без экрана, помех и шума ваших мыслей и суждений, чем же тогда противник сможет вас удивить? Чтобы он не делал вы уже впереди. Мысль это время, это движение, а нам нужно непосредственное восприятие, или так: воспринял — сделал, а не воспринял — подумал — сделал. В этой тишине — весь космос, так как ум более не получает информацию, он чист и невесом, и может быть мгновенно где угодно, не задерживаясь на размышления и решения. В карате и будо ум должен быть одновременно нигде и везде где надо.


Мой учитель говорил: «Не смотри на внешность противника, смотри в его сердце», или ещё он постоянно говорил: «Глаза назад, полный обзор». Известный мастер дзен, монах Такуан Сохо, в своём письме к знаменитому самураю Мусаси Миямото, сказал, что ум должен быть неподвижным, в смысле не сосредоточенным на какой-то конкретной вещи, поэтому он может быть где угодно, мгновенно, без пауз, как нет пауз между ударом камней друг об друга и искрой высекаемой ими. Мы ищем внимательный ум, а не сконцентрированный, концентрирующийся на одном исключает другое, создаёт усилие и тратит энергию на концентрацию, внимательный видит всё, без усилий, и энергия тратится там где необходимо.


Это очень важно, поскольку позволяет нам сделать действительно полное действие, как любил повторять мой учитель: «Хо Шин, отдайте всё, начав движение вы должны отдать всё, ума нет в технике». В Будо мы говорим «нет ума» или «пустой ум», это нужно тщательно объяснять, поскольку это не значит быть глупым, скорее «ум без мыслей», когда ум пуст, нет конфликта или выбора, ум чист и может применён полностью, а тело может следовать за ним без задержки.


Концентрация мысли вовлекает и тело, легко становящееся жестким, внимание не создаёт мысли и тело мягкое, и это состояние лучше, вы видите ситуацию всем своим существом, видите противника всем телом, как говорил Сэнсэй Нишияма: «перенесите свои глаза на живот». Как глаза, лишь часть того как мы воспринимаем вещи, так и мысли, лишь часть нашего разума, и мы должны знать когда мысль помогает, а когда мешает.


В карате мы учимся этому состоянию «внимательного ума» через простые физические, а также ментальные установки, такие как:


  • Глаза назад

  • Нижняя часть живота вперёд и воспринимает противника

  • Реакция дыханием — дыхание включает работу мышцы и начинает технику от пола

  • Стопы двигаются вместе с противником, как будто в парном танце

  • Дыханием настраиваемся на оппонента и управляем его ритмом



Ави Рока, 06.12.2009




Возврат к списку

Тел./факс 8 (498) 602-38-43; 8 (903) 517-77-77